Типология людей
Типизация людей - это гороскопы для бедных умных. В рамках менеджмента было большое количество заходов на раскладывание людей по ящичкам: Cliffton Strength, модель Бельбина, MBTI (которая полностью раскритикован), Адизес. Правда, большинство менеджеров явно или неявно всё равно приходят к какой-то ментальной модели касаемо людей.
Лично мне сильно импонирует модель [[D&D]], где у тебя есть выбор из трёх категорий: раса, класс и alignment/мировоззрение. Правда, это даёт слишком больший набор комбинаций, поэтому решил урезать до двух категорий.
Типы
- раса
- гном - наука
- эльф - философия/культура
- человек - деньги
- профессия
- танк - упор на процесс
- дд - упор на результат
- хилер - упор на команду
Важно, что чем выше экспертиза человека, тем с большей вероятностью он умеет играть в несколько категорий и как-то их смешивать.
Синергия и конфликты
Среди описанных вещей - есть противоречивые штуки. Например, человек - хилер не может быть, потому что деньги конфликтуют с упором на команду. Остальные комбинации в целом могут быть.
Когда мы переходим на уровень команд, то там возникают попарные конфликты:
- процесс vs результат vs команда
- наука vs философия vs деньги
Особо острые конфликты здесь идут, когда разные профессии сочетаются с разными подходами:
- деньги на результат vs наука о процессе
- философия про команду vs наука на процесс/результат
Основная идея, что команда должна составляться с нахлёстами. Если есть человек про процесс и гном на результат, то нужен человек про результат или гном про процесс.
Последнее, но не по важности. Один сотрудник не лежит в чистой одной категории, а может сочетать несколько.
Интересные статьи на тему
- https://jetstyle.ru/articles/hexagrammaton/ <- здесь как раз на примере D&D.
- https://vas3k.com/blog/team/ <- здесь ближе к модели Белбина.